Мотивы преступления Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Школьное сочинение

Итак, три момента важны в теории Раскольникова: альтруистический — помощь униженным людям и месть за них, эгоистический — когда "все позволено" и решил испытать себя, не "тварь ли я дрожащая", и, наконец, самоказнь—когда оказалось, что "не выдержал".

В.И. Кулешов

"Преступление и наказание" — наиболее значительный и совершенный роман Ф. М. Достоевского. В нем с особенной силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества писателя, его острая боль за поруганного и униженного человека, обреченного всем строем капиталистического общества на одиночество и страдание.

Основная проблема романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" — проблема права на кровь. С этой проблемой тесно связана другая важная проблема — проблема униженных и оскорбленных. Вторая проблема раскрывается прежде всего в истории семьи Мармеладовых. Крайнее отчаяние этих людей запечатлено в горьких словах: "Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?" Задавлен бедностью и сам Раскольников. Описание его одежды, жилища дает возможность представить жизнь бедного студента.

В основе романа лежит конфликт, внешне имеющий детективный характер. Через него Достоевский раскрывает идею огромного социально-философского значения: о теоретической возможности совершения преступления ради высоких целей и корректировке жизнью этой теории. Жизнь не допускала таких теорий.

Раскольников принадлежит к ищущей, мыслящей студенческой молодежи конца 50-х — начала 60-х годов, но герой разуверился во всех предлагаемых формах изменения жизни (он, например, скептически отзывается о социалистах). И поэтому действие, о котором он возмечтал, должно было опираться на лично выношенную им идею.

Герой романа восприимчив к непомерным страданиям бедняков и тружеников Петербурга. Скитаясь по городу, он видит страшные сцены отчаяния, унижения, муки обреченных существующей действительностью на пьянство, нищету и гибель. Раскольников становится мстителем за обездоленных людей. В символическом сне герой вбирает в себя страдания людей и проявляет огромное, гуманное сострадание к ним — это первый мотив Раскольникова.

Героя волнуют бедствия близких и родных ему людей. Он не хочет принимать жертву сестры, ради спасения его и матери от нищеты идущей на унижения и муки: "Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша!" Дуня "для спасения себя даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать продаст!". Раскольников нежно любит мать, готовую на самоотверженные поступки ради своих детей. Спасение этих дорогих Раскольникову людей становится вторым мотивом преступления.

Третий мотив преступления — болезненное ощущение безвыходности собственного положения. Раскольников "задавлен бедностью" и нищетой, которые намерен преодолеть. "Я и сам жить хочу", — говорит герой.

Раскольников, по словам Д. И. Писарева, видит, как люди искусно и старательно "высасывают последние соки из бедняка", чувствует это на себе и бунтует. Но он меньше всего стремится заполучить богатство для себя — взятыми ценностями и деньгами старухи он не воспользовался.

Четвертый мотив — столкновение героя с миром зла, побуждающее его протестовать и действовать. Одно из проявлений этого царящего зла — старуха-процентщица, чью ростовщическую практику и собственность охраняет закон, не принимающий во внимание, что она получает прибыль из людских страданий. Старуха — символ бездушной власти денег, "паук в человеческом образе" (Писарев). Лужин — еще одно проявление зла. Власть денег в обществе дает права, богатство и господство таким преуспевающим дельцам, как он, жадным, циничным и наглым, воплощающим деловую пошлость и эгоизм. Раскольников убеждается, что этот делец и кляузник "очень зол", бессердечен и жесток, Лужин — выразитель злого мира. Свидригайлов — тоже зло, по мнению Раскольникова. Свидригайлов — преступник и развратник, безнаказанно преследующий беззащитных жертв, для него нет различия между добром и злом, прекрасным и безобразным, разумным и ненормальным.

Пятый мотив преступления Раскольникова — желание героя решить этическую проблему: можно ли, преступив законы, быть счастливым? Ответ на этот острый нравственный вопрос— негативный. О всеобщем счастье в момент убийства герой не задумывался: "Нет, мне жизнь однажды дается и никогда ее больше не будет: я не хочу дожидаться "всеобщего счастья". Не достигает Раскольников и личного счастья — после совершения убийства он терзается, страдает и мучается.

Самый главный и важный мотив преступления — разработанная им теория, оправдывающая нарушение закона. Герой романа — убийца-мыслитель, идеолог, проверяющий на практике свои теоретические выкладки, свою философию жизни, свои идеи. Основой для возникновения теории Раскольникова была сама буржуазная действительность, сталкивающая своеволие и бесправие, власть и подчинение ей, богатство и бедность, труд и капитал. Способствовали возникновению теории также тщеславие и гордость героя, сознание своего превосходства, высокомерие. Он разделяет людей на низших (обыкновенных) и высших (людей, имеющих дар "сказать в среде своей новое слово"). Есть люди, смело нарушающие моральные нормы и порядок, принятый большинством (это Наполеоны, не пренебрегающие жертвами и насилием), и люди, безропотно принимающие любой порядок (это "твари дрожащие").

Кроме главной теории, Раскольников выстроил еще одну, смягчающую первую теорию: он решил, что на похищенные деньги будет помогать людям, спасать "сотни молодых жизней" от гибели и разврата.

Главное в романе Достоевского — та жестокая правда, которую писатель отважился сказать своим современникам и потомкам, та тревожная и прозорливая дума о будущем России, о судьбах человечества, которая никогда не оставляла Достоевского.

Равнодушно читать Достоевского невозможно. И как бы мы ни спорили с великим романистом, как бы ни расходились с ним во взглядах на некоторые жизненно важные вопросы, мы будем всегда ощущать его неприятие несправедливо устроенного общества, его гуманизм, его страстную мечту о гармонической, светлой жизни.

Близкие по названию сочинения: