Образ Софьи в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" (3)

Школьное сочинение

В основе сюжета комедии Грибоедова лежит конфликт человеке прогрессивных убеждений Александра Андреевича Чацкого с консервативным обществом Но эта сюжетная линия развивается в пьесе одновременно другой, ведь приезжает герой в Москву с единствен ной целью — после трехлетней разлуки встретиться с девушкой, которую он любит. Это дочь хозяина дома —Софья Павловна Фамусова. Зрители уже знают, что ее избранник — Молчалин, но Чацкий об этом не подозревает. Таким образом, возникает традиционный в драматургии того времени "любовный треугольник".

Развитие сюжета определяется прежде всего желанием Чацкого выяснить, кого же любит Софья. Но герой постоянно вступает в конфликты с окружающими ее людьми и прежде всего с ее отцом — Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Взгляды Чацкого несовместимы с воззрениями фамусовского общества. а скрывать их Александр Андреевич не привык. Крут враждебных ему лиц расширяется: здесь и Скалозуб, и Наталья Дмитриевна, и графиня-внучка, и Хлестова. Цель Грибоедом — показать, насколько Чацкий чужд этому обществу. Но ведь это мир Софьи. Так Софья оказывается как бы на пересечении всех "силовых линий" этой комедии.

В конце концов оказывается, что Софья все же полностью принадлежит враждебному для Чацкого миру. Она — истинная дочь своего отца. А все-таки в комедии это. пожалуй, самый сложны и противоречивый образ.

"Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, — путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга", — пишет Гончаров. Да, это и есть новый взгляд на человека, новое изображение его в литературе. Мы находим в героине много хорошего. Она привлекает независимостью поведения, мыслей, не боится общественного мнения: "А кем из них я дорожу? Хочу — люблю, хочу —скажу". В фамусовском обществе приняты браки по расчету. Отец мечтает выдать дочь за Скалозуба. Но она способна по достоинству оценить личность жениха: "Он слова умного не выговорил сроду, мне все равно, что за него, что в воду". Она мечтает о любви. Причем о любви необыкновенной; а чем больше препятствий, тем лучше, это и есть истинная проверка чувств.

Самые привлекательные стороны характера героини раскрываются в развязке комедии (действие четвертое). Тяжким ударом оказывается для нее открытие истинной сути ее возлюбленного. Молчалин так низок, так подл в сцене с Лизой. Софья ведет себя в этой ситуации с большим достоинством: "Упреков, жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их", — говорит она Молчалину, не слушая его лживых оправданий.

Мы понимаем, что ошибка Софьи не случайна. В упреках Чацкого по отношению к ней есть много справедпивого. Он даже предполагает, что она помирится с Молчалиным. Ведь ей необходим "муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей". Да, конечно, Софье хочется властвовать над мужем, как Наталья Дмитриевна Горич, например. Софья не замечает низости Молчалина, и это тоже следствие нравственной слепоты. Ей кажется естественным его поведение — ведь так и принято, как говорит Фамусов, "учиться, на старших глядя", не должно сметь свое суждение иметь", и Софья, пожалуй, согласна с этим. Ведь ей нужен человек, обладающий молчалинским умом, который может "семейство осчастливить". Она не способна понять истинную цену Молчалина, так как ее критерии оценки иные, чем у Чацкого. То. что для Чацкого низость, подобострастие, для Софьи Павловны — скромность, уважение к старшим. В поступке героини по отношению к Чацкому тоже сказалась ее принадлежность к определенному кругу, ведь сплетня, ложь, клевета — обычнье средства борьбы в фамусовском обществе.

Итак, мы видим, что в комедии Грибоедова Софья, благодаря свойствам ее характера, оказалось в совершенно особом положении — она занимает в конфликте как бы срединное место — в чем-то близка она Чацкому, но в конечном итоге оказывается чуть ли не главным его врагом. Безусловно, это один из самых оригинальных образов в комедии.

Близкие по названию сочинения: