"Герой времени" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" (2)

Школьное сочинение

Проблема "героя времени" в русской классике, возникающая на разных этапах общественно-исторического развития. Отражение в пьесе основного конфликта эпохи: противопоставление "века нынешнего" "веку минувшему". Появление в эпоху подготовки декабрьского восстания нового типа личности, выразителя прогрессивных идей времени. В пьесе итог новый тип личности воплощен в образе Чацкого.

Чацкий — выразитель идей "века нынешнего". Анализ монологов Чацкого и его споров с представителями фамусовской Москвы. Противопоставленность героя остальному обществу по всем важнейшим общественно-политическим и нравственным вопросам того времени:

а) отношение к крепостному праву: воспоминание Чацкого о крепостном театре, о "Несторе негодяев знатных", обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак;

б) отношение к образованию: Чацкий наделен "ждущим познаний" умом, "славно пишет, переводит", отличается свободомыслием, недаром Фамусов считает, что "сумасшедшим" Чацкого сделала его "умность", то есть глубокие знания и свободное мышление; он же называет Чацкого за вольнодумие "карбонарием";

в) отношение к общественному мнению:

Да и кому в Москве не затыкали рты

Обеды, ужины и танцы?

г) отношение к чинопочитанию и подхалимству:

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели;

д) отношение к насилию иностранцев:

... чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья...

или:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев;

е) возмущение нравственным падением столичного общества мужчин, той ролью, сгорая нередко отводится мужу в семье:

Муж-мальчик,муж-слуга из жениных пажей —

Высокий идеал московских всех мужей.

(Можно добавить, что из Молчалина получился бы такой же муж рядом с Софьей; образец "мужа-мальчика" в комедии — Горич);

ж) стремление Чацкого "служить", а не "прислуживаться", служить "делу", а не "лицам", его "связь с министрами" и дальнейший полный разрыв — намек на желание прогрессивно настроенной части молодежи преобразовать общество мирным, просветительским путем. Его поездка за границу была связана не только с "поисками ума", то есть идеей самосовершенствования, но и с необходимостью обрести единомышленников в своем деле. Такова еще одна особенность "героя времени" первой четверти XIX века.

Непримиримость взглядов между Чацким и фамусовским обществом ставит его в трагическую ситуацию. По замечанию Гончарова, его роль "страдательная": в одно и то же время он и "передовой воин", "застрельщик", и при этом "всегда жертва"

Близкие по названию сочинения: