В чем трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И. Тютчева?

Школьное сочинение

Лирика Ф.И. Тютчева — явление особенное и неповторимое в русской литературе. Его творчество отличается от творчества большинства других поэтов и тематикой, и стилем, и поэтическим языком. Выдающийся поэт-философ, Тютчев создал множество замечательных лирических монологов о смысле жизни и назначении человека. Стремление познать жизнь, найти пути выхода из жизненных противоречий — вот основные мотивы его поэзии. Свое творчество поэт посвятил исследованию и решению самых глубоких и сложных философских проблем человеческой жизни, стремлению понять, что такое Вселенная и Земля, постичь тайны рождения и смерти, глубинный смысл Времени, Пространства и Движения, определить место Человека в мире. Иногда, стремясь понять и познать мир, Тютчев словно бы "уходил" от жизни, он, как пишет Ю. Айхенвальд, "как бы пришел к самому краю, к загадочному первоисточнику Вселенной. Он остановился у самых границ доступного миропонимания и нашел такие слова, которые составляют предел того, что вообще может сказать человек о мире и о себе".

Можно с уверенностью говорить, что лирика Тютчева — это единственная в своем роде лирика-трагедия. В ней непримиримость столкнувшихся начал и сила самого столкновения превосходят все ожидания и представления. В ней одновременно — утверждение культа личности и его ниспровержение, заявление о духовности природы и сомнения в этом, утверждение Бога и его отрицание.

Противоречивость и двойственность — вот основная черта тютчевских произведений, основной источник трагичности мировосприятия поэта. Об этом говорят сами названия его стихотворений: "Два голоса", "Два демона ему служили...", "Две силы есть...", "Два единства".

Из переполненной господним гневом, чаши

Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.

Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —

Славянский мир, сомкнись тесней...

"Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может спаяно железом лишь и кровью..."

Но мы попробуем спаять его любовью —

А там увидим, что прочней...

Любовь... В этой стихии трагические конфликты духовного существования человека проявляются с наибольшей силой. И не случайно для Тютчева любовь стала одним из проявлений столь близкой ему мятежной жизни — стихийной, "роковой". Любовная поэзия Тютчева — это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации, хаотические искания души и гармоничные разрешения. Любовь для поэта трагична по своей сути и это четко прослеживается в его стихотворениях:

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла.

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей,

И ты невольно постыдилась

И тайн и жертв, доступных ей...

Но двойственность и противоречия, которые терзали душу поэта, выражались не только в стихах, посвященных любимой женщине, любви. Его поэзия — это человеческое "я" со своими многочисленными вечными вопросами перед лицом мира. И в первую очередь перед лицом природы.

Рисуя картины природы, поэт всегда, даже в описании конкретных деталей и явлений, остается как бы перед целым миром, перед всей Вселенной. И жизнь природы предстает здесь в глобальных масштабах, проявляясь в самых острых, переломных моментах, в самых грандиозных катаклизмах, в самых бурных процессах:

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, —

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Поэт тонко чувствовал природу, видел в ней отражение человеческой сущности. Потому так много стихотворений посвящено им именно жизни природы. Но Тютчев остро чувствовал трагическое отличие между миром природы и миром человека.

Природа воспринималась им как вечное, высшее, человеческая же жизнь неизменно приходит к своему завершению. И все же, сознавая величие природы, поэт говорит о ее вечности и неизменности лишь по сравнению с человеческой жизнью. На самом же деле к она обречена на гибель, что выражается у Тютчева в неизменных образах гроз и бурь. Да, поэт стремился познать мир и постоянно приходил к пониманию трагической двойственности всего существующего на земле. Человек желает познать все вокруг, познать самого себя, опустившись в самые глубины собственной души. Но дано ли ему достичь желаемого? Тютчев утверждает величие, могущество человеческого разума — и вместе с тем его бессилие. Человеческая мысль, переживания, богатство самосознания неизбежно наталкиваются на жестокую реальность — осознание быстротечности собственной жизни и собственного бессилия перед Вечностью и Временем. И потому поэт "с тоскою мыслит о былом":

Былое — было ли когда?

Что ныне — будет ли всегда?..

Оно пройдет...

Пройдет, как и все в этой жизни. Тютчев не может смириться с этим, но сознает и то, что не может ничего изменить. В этом основная трагедия поэта — трагедия его творчества, трагедия всей его жизни.