Проблема добра и зла как философско-нравственная в романе "Мастер и Маргарита"

Школьное сочинение

Похожие сочинения

Раскрой мои книги,

В них сказано все.

Что случится. А. Блок

Прочитана последняя страница. Я откладываю книгу в сторону, но еще долго нахожусь в гуще событий, возвращаюсь к любимым героям вновь и вновь. Эти чувства я испытала, когда закончила читать роман Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита".

Это произведение привлекает к себе внимание не только фантастическим сюжетом, но и великолепным литературным языком, глубиной поднятых вопросов. Центральными темами романа являются проблемы взаимоотношения добра, зла и любви.

Будучи талантливым художником, Булгаков изображает в своем произведении целую галерею незабываемых образов. Это озорник Фагот-Коровьев, шутник Бегемот, мечтательный поэт Бездомный и скептичный Берлиоз, талантливый мастер и расчетливый Поплавский. Каждая страница романа сулит |нам встречу с волшебством. Завораживает уже начало произведения: "Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве..." появилась веселая компания, которая на несколько дней взбудоражила спокойную жизнь города. Сначала Воланд и его свита необычайно популярны у толпы, так как удовлетворяют самые низменные ее желания, наделяя дам роскошными нарядами, давая взятки, разбрасывая деньги. Но дьявол ничего не делает просто так. Сила, призванная искушать, карает людей, падких на соблазны: тают деньги, исчезают наряды. "Дает мне вчера какой-то сукин сын червонец, я ему сдачи... Через пять минут смотрю — вместо червонца бумажка от нарзанной бутылки. Вчера в этом Варьете (непечатные слова) какой-то гадюка-фокусник сеанс с червонцами сделал (непечатные слова)".

Удивление вызывает у нас тот факт, что сила изобличающая стала карающей. Видимо, и Воланду хочется заставить нас быть добрее, честнее, бескорыстнее. Люди действуют против черной и белой магии вполне земными средствами, пытаясь изловить "подлого обманщика", не понимая, что против загадочного человеческая логика бессильна. От "невинных" шуточек компания переходит к проделкам посерьезнее.

Теперь Воланд изобличает уже советскую власть в ее автоматизме, бездуховности. Так вместо чиновника его работу вполне четко и слаженно начинает выполнять костюм. По воле компании целое учреждение преобразовывается в хор без особой помехи для дела. Это уже не шутки, а преступление против основ советского государства.

Конкретным же носителем зла в романе "Мастер и Маргарита" является Понтий Пилат. "Умыв руки" перед толпой, наместник отдает ей на расправу невиновного Иешуа. Понтий понимает, что творит беззаконие. Но в угоду своему благополучию он предпочитает поступиться истиной. Булгаков покажет в романе позднее раскаяние Пилата и его муки, но добро и справедливость должны вершиться вовремя. Автор не грешит против правды, и поэтому его роман интересен и актуален спустя много лет после написания.

Но не зло, а любовь правит миром. Именно ее тема является ведущей в произведении. Любовь мастера и Маргариты огромна и безгранична. А. И. Куприн в повести "Суламифь" говорит, что настоящее чувство возникает между двумя любящими сердцами, возможно, раз в тысячелетие. Мне кажется, что в наше время это произошло с мастером и Маргаритой. Но людская зависть и злоба разводят их. Мастер попадает в больницу для душевнобольных, Маргарита возвращается к нелюбимому мужу. И насколько сильны должны быть чувства, что за один лишь взгляд на любимого Маргарита продает душу дьяволу! Невольно приходят на память строки из стихотворения Анны Ахматовой "Лотова жена":

Кто женщину эту оплакивать будет?

Не меньшей ли мнится она из утрат?

Лишь сердце мое никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд,

Видя всю глубину чувств, связывающих мастера и Маргариту, Воланд решает наградить их вечным покоем, которого у них было на Земле. Добро и зло сходятся, чтобы решить судьбу влюбленных. Разговор Левия Матвея с Воландом показывает ту неразрывную взаимосвязь, что существует между святым и грешным. "Что бы делало твое добро, если бы не существовало зло, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени..."

Поднимая глубокие вопросы, М. Булгаков заставляет нас думаться над вечными вопросами бытия, переосмыслить понимание добра и зла. Автор показывает, что зло может обернуться добром. Ставя эти вопросы, Булгаков дает нам возможность додумать и осмыслить их.

Близкие по названию сочинения: