Россия глазами Есенина

Школьное сочинение

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

С. Есенин

Имя Сергея Александровича Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным, Она проникнута горячей любовью к Родине, русской природе. Поэт признается: "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве". Искренняя любовь к родной земле, выраженная в тонких переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское, неповторимое звучание, которое можно всегда отличить в русской лирике.

Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки" запахи лесов, полей и лугов. В поэзии Есенина подлинно отражены национальные образы и картины, живая народная речь, поистине здесь "русский дух" и "Русью пахнет". Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу. Образ Родины появляется у поэта уже в первых его стихах. Он воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские стихи. Я вижу, как "роса блестит на траве", как "сыплет черемуха снегом".

Там. где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Я вижу, как "отражаясь, березы ломалилсь в, пруду", как "ели, словно копья, уперлись в небо". Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, "плакучие ивы", "зеленоволосые красавицы березы", "топи да болота", "алый цвет зари" — во всем этом Есенин видел красоту России. В ранней поэзии Сергея Александровича запечатлен образ крестьянской Руси кануна Октябрьской революции. Поэт видел Русь простой и печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошенный,

Лес да монастырь.

Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине. Этот мотив близок блркрвскрму:

Холодной скорби не измерить.

Ты на туманном берегу,

Но не любить тебя, не верить

Я научиться не могу.

К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля, "где мужики косили, где сеяли хлеб", была его домом, где прошло детство маленького Есенина. Мир народно-поэтических образов окружал поэта с первых дней его жизни. И костер зари, и плеск волн, и голубая гладь озера —вся красота родного края с годами превращается в стихи, полные любви к родной земле:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу,

В сердце Есенина с юных лет запали "ветровые слезы России", ее грустные песни, светлая печаль — картина родной гороны создана в стихотворении "Гой ты, Русь, мой родная". Родина, которой не видать конца и края,— "только синь сосет глаза" — вызывает у поэта необычайную по силе сыновнюю любовь. Ему приятно слышать "звонкий, как сережки, девичий смех", видеть, как у низеньких хат "звонко чахнут тополя", а "на лугах веселый пляс". Радостно ощущать, как "пахнут яблоком и медом", и поэтому Есенин признается в любви Родине:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте Родину мою".

Поэт, как он писал сам, воспринял революцию по-своему, |"с крестьянским уклоном", больше стихийно, чем сознательно. Он колеблется в оценке нового советского уклада жизни. Шоэт знал и любил старую Русь, ее печальный образ по-прежнему владел его поэтическим воображением:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Поэт чувствовал, как в лучшую сторону меняется жизнь его родины.

Мне теперь по душе иное

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Но Есенин был далек от реального понимания революции. Отсюда почти неизбежный для него переход от восторга к разочарованию, от радости к отчаянию, от приветствия к обвинению. Есенин начинает проклинать "железного гостя", несущего гибель патриархальной деревне и оплакивать старую, уходящую Русь. Поэту казалось, что "железный город" враждебен, что он угрожает разрушением — крестьянскому миру, прекрасному и хрупкому. Есенинская лирика этого времени окрашена в печальные тона. Поэт был на Кавказе, где написал цикл лирических стихотворений. Пленительная красота восточной природы, экзотика покорили поэта. Но думы о России и здесь не покидают его. Они все время влекут поэта домой. Есенин вспоминает тоску бесконечных равнин, знакомую песню железных колес, вербы вдоль дорог, бесплодные поля и жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляд, теперь она вызывает у поэта горячее чувства протеста и жажду обновления Родины:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть вольно

И березам, и тополям.