Революция в творчестве Александра Блока

Школьное сочинение

Похожие сочинения

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель — я знаю

— Все равно: принимаю тебя!

Александр Блок

У нашего отряда в пионерлагере был девиз: "И вечный бой! Покой нам только снится", который мне очень нравился. Лишь много позже я узнал, что слова написал "настоящий, волею божьей поэт", по определению А.М.Горького, Александр Александрович Блок (в цикле "На поле Куликовом"), замечательный патриот, сказавший: "О Русь моя! Жена моя!".

Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной жизни течения — символизма, он в своих произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении "Фабрика" он рассказывает о том, как "недвижный кто-то, черный кто-то" "медным голосом зовет".

Согнуть измученные спины.

Внизу собравшийся народ.

В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год ("Сытые"), поэт с сарказмом говорит о том, что богатые — "сытые" — "скучали и не жили", в то время как кругом слышались "мольбы о хлебе". Но вот началась революция, слышен "красный смех... знамен, и

Так — негодует все, что сыто,

Тоскует сырость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!"

Однако — и на это очень важно обратить внимание — Блок не призывает к расправе:

Пусть доживут свой век привычно

— Нам жаль их сытость разрушать.

Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой. Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправдание.

Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественным средст-вам поэмы о революции "Двенадцать". Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний успел убежать, но ему обещано:

Утек, подлец!

Ужо, постой,

Расправлюсь завтра я с тобой!

И это не пустые угрозы:

Помнишь, Катя, офицера.

Не ушел он от ножа ...

Но в целом поэма — гимн революции. Недаром в конце ее появляется "первый революционер на земле" Иисус Христос. И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, "Революция и интеллигенция" Блок призывал: " Слушайте революцию!". Кажется, что писатель полностью благословляет революцию:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови —

Господи, благослови!

Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен:

Запирайте этажи,

Нынче будут грабежи!

Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) изображены то романтически:

"Кругом — огни, огни, огни...

Оплечь — ружейные ремни... ",

то натуралистично:

"В зубах цигарка, примят картуз.

На спину надо б бубновый туз ! " (знак каторжника).

Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев, окрашенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами людей. Сегодня вопрос о роли революции — один из главных для многих из нас. С расстояния трех четвертей века отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия великого народа, которую так долго сдерживали.

Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть сильно благодарны Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную эпоху в своем небольшом произведении. А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре которой сгорела его выдающаяся библиотека (она собиралась поколениями его предков!), мы согласимся с А.М.Горьким, что это "человек бесстрашной искренности", и поймем слова К.Федина, который после безвременной смерти 40-летнего поэта говорил, что уже "не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил Александр Блок".

Близкие по названию сочинения: