Образы и символика в поэме А. Блока "Двенадцать"

Школьное сочинение

Известно, что А. Блок принадлежал к такому направлению в русской поэзии, как символизм, а точнее, младосимволизм. Поэтому стихи поэта столь насыщены символами, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. По определению, символ — это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других, подобных, художественных средств — аллегорий, метафор, гипербол, — символы многозначны. Рассмотрим своеобразие блоковской символики на примере поэмы "Двенадцать".

После революции 1917 года А. Блок, находясь под впечатлением только что произошедшего, пишет статью "Интеллигенция и революция", поэму "Двенадцать" и стихотворение "Скифы", в которых выражает свое представление об эпохальных событиях (1918 год).

Поэма "Двенадцать" стала своеобразной песней революции, хотя авторскую позицию нельзя определить однозначно. Революция в поэме —это могучий порыв ветра, мировой пожар, в котором гибнет "страшный мир". Вьюга, ветер, пурга — все создает тревожную обстановку:

Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

Революция, по мысли поэта, сотрясает всю Европу, весь мир. Но не каждый человек способен выдержать радикальные изменения, хаос этого времени:

Всякий ходок

Скользит — ах, бедняжка!

Многие даже не понимают смысла происходящего. Образы старого мира, введенные А. Блоком, не случайны: поп с крестом "на брюхе", буржуй, упрятавший нос в воротник, старушка, дама в каракуле не устоят на "льду" революции. Далеко не для всех идея революции представлялась оправданной и светлой. А отношение к попу в толпе показывает, как рушатся прежние устои, традиции старой Руси. Нет прежней набожности и уважения к церкви. Беспредел и вседозволенность царят всюду.

Бушуют революционные бури, старый мир сопротивляется, не отпускает людей. И на этом фоне появляются двенадцать красноармейцев, идущих в новый мир.

Вообще, двенадцать — ключевое слово поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Двенадцать часов — полночь, двенадцать месяцев — конец года. Возникает впечатление о "пограничном" числе. .Так, конец старого дня, а также начало нового — это всегда преодоление некоего рубежа, шаг в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира.

Другая числовая ассоциация — это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них — Андрюхи и Петрухи. А чуть раньше:

Эх, эх, без креста...

Но это, скорее, антиапостолы — с винтовками вместо креста, уголовники, убийцы: "На спину б надо бубновый туз". Однако в конце поэмы их шествие неожиданно возглавляет, правда, невидимо для них, Иисус Христос с "кровавым" флагом. И так идут эти "грешные апостолы" — из прошлого, пройдя через настоящее, через хаос и кровь, к светлому будущему. Им ничего не жаль, они не чужды воровства, убийства.

...И идут без имени святого

Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

А если кто-то будет жалеть и поддаваться чувствам (эпизод с Катькой), то:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови,

Господи, благослови!

И пес к ним не зря пристал. Пес — символ старого мира, который идет по пятам. Его прогоняют красноармейцы: "Уйди, штыком пощекочу...", —а он не отстает. Не так-то просто избавиться от наследия прошлого, надо ТПУДНЫЙ путь пройти, кровавый. Среди всей этой разрухи идут двенадцать красно1рмейцев — олицетворение новой жизни. Им приходится пе пеступать через кровь, через насилие, перебарывать себя. Но они упорно идут вперед, отгоняя призраки старой жизни, "страшного мира". А впереди поэт показывает образ будущего, к которому придут люди, невзирая на трудности: "И от пули невредим, и за бурей невидим, ...в белом венчике из роз впереди — Исус Христос".