Женские образы в романе И.А. Гончарова "Обломов" (2)

Школьное сочинение

Возвышенное сверкает подобно молнии среди ночного мрака, и поражает нашу душу Вольтер

Кто красоту не может защитить,

Ее златой медали не достоин

Шиллер

Что такое настоящая женская красота? Этот вопрос волновал многих поэтов и писателей. В произведениях русской литературы ими созданы прекрасные женские образы: Татьяна Ларина, Анна Одинцова, Наташа Ростова. Вот идеалы женской красоты, гармонии. "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли", — так считал А.А. Чехов. Я считаю, что настоящая красота — это гармония души и тела, твоя яркая индивидуальность, непохожесть на других. В романе И.А. Гончарова "Обломов" красота и уродство находятся рядом, между ними происходит соперничество, постоянная борьба. Что перевесит? Кого же из женщин предпочтет главный герой: утонченную Ольгу Ильинскую или примитивную Агафью Пшеницыну? Эти героини в романе противопоставлены друг другу, и у каждой — своя цель. Ольга Ильинская должна изменить жизнь Обломова, избавить его от жизненного сна, заставить действовать. А Агафья Пшеницына вновь погружает героя в духовную спячку, Обломов опять становится вялым, беспомощным ребенком, неспособным к каким-либо решениям, поступкам.

В романе каждая деталь портрета имеет огромное значение для раскрытия характера героя или героини, их внутреннего мира. Рисуя портрет Ольги Ильинской, автор не случайно сравнивает ее внешность с античной статуей: "Но если бы ее обратить в статую, она была бы статуя красоты и гармонии". Здесь Гончаров согласен с Чеховым: "... в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!" Ольгу нельзя назвать красавицей, но в ее внешности все пропорционально, автор любуется своей героиней, для него это — идеал женщины. Но самое главное, что даже ее портрет: глаза, нос, губы, постоянно излучают мысль. Штольц знакомит Обломова с Ольгой в надежде, что эта женщина сможет изменить сонную жизнь его друга. И действительно, любовь помогла герою, пусть на непродолжительное время, очнуться: "Давно он не чувствовал такой бодрости, такой силы, которая, казалось бы, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг". Ольга верит в то, что ей удастся изменить ленивого Обломова: отучить спать после обеда, заставить читать, обустроить свое имение, уехать за границу.

Романтические встречи с Ольгой, пробуждающаяся весенняя природа, пьянящий запах ветки сирени, ландыши — все это, казалось бы, должно пробудить Обломова ото сна, заставить страдать, чувствовать, любить: "И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нетерпима". Однако Илья Ильич считает себя недостойным Ольги, ему слишком трудно изменить себя, избавиться от лени и бездеятельности. Женитьбу на Ильинской он считает обузой прежде всего для нее самой. Если Ольга встретит мужчину, более достойного, чем Обломов, то уже не сможет ничего изменить: "Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль". Но герой не думает о том, что его любимая тоже будет страдать и мучиться. Этот разрыв для нее будет тяжелой душевной травмой. Однако вернувшись в Петербург, герои все меньше общаются, и их чувства постепенно угасают. Ольга слишком идеальна, слишком совершенна для его мертвой души, хотя ей и не хватает милого мечтателя Обломова, его романтических признаний, душевного полета.

Илья Ильич предпочел более земную женщину.

Агафья Пшеницына и Ольга Ильинская у Гончарова — антиподы. Если Ильинская — античная статуя, гармония души и тела, то Агафья — грубая, примитивная женщина. Ее портрет автор рисует с сатирическими красками, внешность Агафьи вызывает у читателя усмешку: "Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки, бровей почти совсем не было, а были на их местах две немного будто лоснящиеся полосы с редкими светлыми волосами". Гончаров постоянно, с помощью ярких деталей подчеркивает, насколько уродлива Агафья: платье на ней сидит в обтяжку, грудь "как подушка дивана.". "Корова, сущая корова", — вот какое сравнение подбирает автор для этой героини. Она может лишь исправно вести домашнее хозяйство, в ее глазах нет и капли мысли. Однако, эта женщина не настолько уж глупа, раз сумела прибрать все к своим рукам в доме Обломова. Если Ольга пыталась вернуть Илью Ильича к жизни, то Агафья постепенно подводит его сначала к нравственной, а потом и к физической смерти. "Илья Ильич обрюзг, скука въелась в глаза и выглядывала оттуда, как немочь какая-нибудь". Но меняется не только Обломов, меняется и сама Агафья: "Нет круглых, белых не краснеющих и не бледнеющих щек; не лоснятся редкие брови; глаза у ней впали". Илья Ильич жалеет о потерянной любви: Ольга выходит замуж за деятельного Андрея Штольца, и Обломов завидует другу: ".ваше счастье будет для меня зеркалом, где я буду видеть горькую и убитую жизнь; а ведь уж я жить иначе не стану, не могу".

Я думаю, что женские образы введены в роман для того, чтобы ярче раскрыть характер главного героя. Ольга Ильинская — совершенство, идеал, и рядом с ней Илья Ильич оживает, меняется, мечтает, чувствует. Агафья Пшеницына безобразна, уродлива, вызывает у мужчин неприязнь, антипатию. С одной стороны, противопоставлена Ольге, с другой — сопоставлена с Обломовым. Он ее не любит, но жить с такой женщиной намного удобнее, чем с утонченной Ольгой. Агафья, как мать, заботится о "большом ребенке", и мечта постепенно ускользает из его души. Однако любовь не исчезает из сердца. Не случайно Обломов просит Ольгу и Штольца позаботиться о своем сыне, понимая, что Агафья не сможет воспитать из него достойного человека. И все же Обломов уже не в силах изменить себя. В этом и заключается трагедия героя.