Кавказ в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Школьное сочинение

Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, "где люди вольны, как орлы". Кавказ называли "Тёплой Сибирью"; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в "настоящем деле", туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М.Лермонтов и Л.Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.

В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских "заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии" с лёгкой руки А.С.Пушкина. В его стихотворении "Обвал" с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной кричат орлы,

И ропщет бор,

И блещут средь волнистой мглы

Вершины гор.

Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму "Кавказский пленник". Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: "Забуду ли его кремнистые вершины, Гремучие ключи, увядшие равнины...". В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное "дитя цивилизации" — русский, "европеец" и ..., дитя природы, "дева гор", живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо, никогда не будет исчерпана.

Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М.Ю.Лермонтова, которого в своё время поразила поэма "Кавказский пленник". Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:

И хладен блеск его очей... ...Чувства, страсти, В очах навеки догорев, Таятся, как в пещере лев, Глубоко в сердце...

Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма "Беглец", например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов. Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро "удар кинжала пресёк несчастного позор", мать его лишь "хладно отвернула взор".

Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе три дня жизни на свободе.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт...

Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:

Прекрасен ты, суровый край свободы!

И вы, престолы вечные природы.

Наконец, сам поэт в стихотворении "Кавказ" восклицает:

Как сладкую песню отчизны моей

Люблю я Кавказ!

Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А. С. Пушкин писал:

Кавказа гордые сыны,

Сражались, гибли вы ужасно,

Но не спасла вас наша кровь...

А Лермонтов, как бы в продолжение этой жизни, философски замечает:

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: " Жалкий человек...

Чего он хочет?... Небо ясно.

Под небом много места всем;

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он — зачем?

("Валерик")