В Третьяковской галерее (2 вариант)

Сочинение на тему

Государственная Третьяковская галерея хранит большую коллекцию первоклассных работ лучших мастеров XVIII века. Ее начало было положено П. М. Третьяковым, которому удалось собрать 36 произведений старых мастеров. В дальнейшем пополнении этой коллекции сыграл большую роль повышенный интерес к старому искусству, проявившийся в начале XX века, выставки 1902, 1905, 1908 и 1912 годов выявили много неизвестных работ крупных мастеров. После национализации частных коллекций галерея пополнилась новыми произведениями XVIII века.

В ее архиве много бесценных полотен. В центре внимания изобразительного искусства стал человек. Ломались старые представления о ценности человеческой личности. Не родовитость, а личная инициатива в общественной деятельности, восприимчивость к новому, трезвый ум стали считаться самыми ценными качествами человека. Подтверждение этому мы видим в многочисленных залах Третьяковской галереи.

Вот зал одного из крупнейших мастеров-портретистов В. Л. Боровиковского. Созданные им образы носят лирический характер, потому что художник любит пейзажные фоны в портрете. В портрете М. И. Лопухиной живописец стремился передать мечтательное настроение юной красавицы, обаяние её нежного сердца. Боровиковский, увлеченный мечтой об идеальной чувствительной женской душе, сплетает черты идеала с индивидуальными чертами модели.

Ф. Я. Алексеев положил начало русскому городскому пейзажу, его произведения прославляли строгую красоту Петербурга и живописные виды старой Москвы. Его картина "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" точна до деталей. Здесь царство спокойной и ясной водной глади Невы. Голубизна неба и воды, теплый оттенок солнца на белых каменных домах Дворцовой набережной, золотой отблеск решетки Летнего сада создают ясный и спокойный образ города. Прозрачная голубизна неба, воды и далей как бы передает северную прохладу.

Смотрите ещё:

Русское искусство за XVIII век прошло большой путь в своем развитии. Родились и утвердились новые жанры живописи и скульптуры, расширился круг тем и образов, появились первые ростки бытовой живописи, первостепенное развитие получил портрет. Общей чертой всей художественной культуры этой эпохи было утверждение ценности человека, глубокий интерес к красочности и многообразию форм окружающего мира. Искусство, представленное в залах XVIII века, несет в себе начала реализма, хотя художники еще не ставят задачи показывать жизненные противоречия. Это искусство заложило основу и наметило пути развития живописи в XIX веке.

Русское искусство первой половины XIX века проходит свой сложный путь в постоянных поисках нравственного идеала, начиная с романтически-приподнятых образов Кипренского до философского и критического осмысления действительности в творчестве А. Иванова и П. Федотова.

Одним из лучших портретистов, чье творчество знаменует наступление новой эпохи, был О. А. Кипренский. Вот зал с его работами. Одно из самых волнующих созданий Кипренского — "Портрет мальчика Челищева". Он влечет к себе детской непосредственностью и любознательностью. Портрет Равича кисти известного художника В. А. Тропинина в чертах наступающей старости еще хранит душевную энергию. Небрежность его домашней одежды и всего облика раскрывает самобытную натуру, не терпящую официального лоска. Эмоциональный строй портрета усилен цветовыми контрастами красного халата, белизны рубашки с остро торчащим воротником и звонкой синевой шейного платка. Кажется, все в нем противится официальности.

Русское искусство первой половины XIX века открыло человеку мир его собственных чувств, мир природы, национальной красоты и сложных человеческих взаимоотношений. И даже когда в искусство входила проза жизни, оно всегда оставалось искусством высокохудожественным и поэтичным, это мы поняли после посещения Третьяковской галереи.

Другие варианты этого сочинения: